Партнёры и как сними работать, и что ожидать
Игростудия - это бизнес. И много похожего из других областей бизнеса тоже повторяется тут. И может пригодиться в будущем.
Если оставаться в игрострое как хобби, то многие из нижеприведённых историй могут и не возникнуть. Но психологически люди всегда будут ожидать от тебя чего-то для себя. Даже если ты отдаешь бесплатно - ты всё равно продаешь своё творчество за их время.
И партнёры тоже клиенты. И ожидают даже большего чем покупатели, просто пришедшие провести с тобой несколько часов.
После многих лет работы предпринимателем стал замечать интересные особенности в людях, которые желают стать партнёрами.
Возможно тут накладывается как раз мой психологический тип и методика общения. Но партнёры проходят одни и те же этапы работы в моих проектах.
Этим и хотел бы поделиться.
История 1: Молодой партнёр
Обслуживал я как-то несколько фирм и пришёл ко мне молодой человек. Очень умный и энергичный, но как оказалось с проблема с самооценкой.
Решил я его подготовить по старинной методике художников. Первые несколько месяцев (до года) ты просто ходишь за мастером и смотришь что он делает.
Давал ему простые задачи и показывал как работать с клиентами, с техникой и возможными проблемами.
Общение было весёлым и достатно интересным. Да и брал он на себя часть задач, что уже облегчало мне жизнь.
Через некоторое время стали проявляться проблемы.
Так как мы были на равных (не было договорённости о найме и прочее - просто партнёрское соглашение на словах), то и работу по идее можно было делить на двоих.
Но тут возникли проблемы:
Проблема 1:
Когда позвонил давнишний клиент и попросил ему помочь, а задача была из простых - отправил партнёра-сотрудника к нему. Через час звонит клиент и спрашивает: "Где ты?"
Пообещав приехать - беру такси и извинившись перед клиентом быстро решаю ему проблему. Чувствую, что у него остался осадок, но перебиваю это общением. В общем - он остался доволен.
Звоню своему сотруднику, а тот отвечает: "Пришёл я к клиенту, а никто не вышел. Посидел 20 минут и ушёл"
Спрашиваю: "Что мне не позвонил?"
Отвечает: "Не подумал"
После этого стали закрадываться странные сомнения. Но продолжил работать вместе дальше.
Проблема 2:
Звонит новый клиент и просит приехать, посмотреть компы. Послал его опять.
На вопросы: "Что я буду делать? А если сломаю?" утвердительно ответил - "Сломаешь, починю, главное покажись клиенту, что мы его уважаем и отвечаем"
После звонит: "Ура, получилось починить". Спросил, что за проблема. Он полностью описал.
Начало подниматься настроение (вдоём уже больше можно обслужить и шанс подняться и развиться до большего числа людей)
Проблема 3:
Пришли к клиенту, а там проблема по оборудованию. Клиент извинился, и заплатил за вызов.
Партнёр говорит: "Вот бы всегда таких клиентов"
Ему отвечаю: "Это самый худший случай - он нас больше не позовёт и другим не расскажет"
В общем - погоня за ежеминутной выгодой оказалась для него выше долгих отношений с клиентом.
Проблема 4:
Стали доходить слухи, что жалуется, что не нужен. Пришлось подумать и начать менять методику работы на более классическую.
И тут у его друга вылезают какие-то проблемы.
Он отпрашивается помочь и пропадает на две недели. Когда появляется, то даже не извиняется и как ни в чём не бывало продолжает работать.
Даю ему зарплату за две недели и он обижается и исчезает.
После мы с ним ещё пару раз пересекались, но ничего хорошего не получилось. Недостаток жёсткости с моей стороны и комплекс неполноценности с его стороны сделал невозможным нормальное сотрудничество.
Теперь понимаю, что надо было жёстче планировать и распределять роли. Метод подготовки партнёра как художников в средневековье хорошо работает, если человек хочет надолго остаться (и даже занять потом руководящие должности в развитой фирме).
А когда только мечты о деньгах и женщинах, то тут до работы времени не остаётся.
=========================================================
История 2: Вечно обиженный
Постучался ко мне художник после обзора игры на ютубе. Попросился в команду.
Сказал ему - давай. Человек оказался работящим (в начале), но со своими проблемами.
Начал плакаться, как ему трудно работать, какие у него проблемы с мышью и компом. Как он не может работать на дядю, что нигде не задерживается.
В общем было интересно наблюдать за развитием отношений.
Сначала начались проблемы с тем, что говорил - сделать то-то и то-то (модульные корабли и другую цветовую тему иконок), он начинал ставать в позу, что не будет этого делать.
После того, как пришлось по жизненным обстоятельствам (менял работу и город) пустить проект на малом газу он исчез на время. (Да и осадок остался от того, что он просто отказывался делать то, что нужно, но долю требовал)
Перед выходом игры в стим он появился и сделал арты. Но опять та же проблема возникла - не хотел исправлять по моему видению.
Когда сказал ему: "Будь креативным директором"
Он пошёл в отказ.
При этом постоянно настаивал на 50% прибыли. Пришлось ему указать на то, что мне приходится быть и программистом, и геймдизайнером и биз.девом, нанимать пиарщика и тестера.
Сошлись на 20%.
После выхода игры в стим начались наезды: "Где деньги, Лебовски?"
Когда показал ему статистику продаж, его это не порадовало. Игра в раннем доступе и планировал её добить до нормального состояния за полгода.
Каждый раз как такое психологиское давление и катаклизм - выпадаю на полгода работы.
А тут начались: "Мы не договаривались на 20%, хочу 50%"
В общем вынудил меня после длительных размышлений удалить его из игры. Сказал ему, что может брать свои ассеты, а я заберу всё остальное.
Нашёл на сторе для юнити то что мне надо за $300. И подумал, что полгода мозгокрутства стоят значительно больше.
Да и апворк с графикривером никто ещё не отменял.
После моего решения он брызгал слюной: "Ты удалил меня ото всюду. Как ты посмел" - при том, что я владею фирмой и отвечаю за продукт целиком.
И разъяснительное письмо не помогло - он пытался писать в стиме: "Отдай деньги" и прочее. Что очень странно.
Ведь пока он не давил, я готов был мириться с его проблемами и честно заплатить.
Мой друг предприниматель даже сказал: "Отдай ему копейки, что получил, в размере 20%, и скажи, что он больше тут не стоит"
А там всего $3 доллара продаж. В общем - перевод дороже того, что он хочет получить.
Вывод из этой истории простой:
С партнёром надо просто определять границы кто, что делает. И договариваться о выходе и вложении каждого в партнёрство.
========================================================
История 3:
Встретил своего старого знакомого и стали делать бизнес вместе.
Вначале называл меня: "Босс", сказал ему что так делать не надо.
Мы партнёры.
Программировали в паре и делали проект. Через три месяца, когда надо было уже сдавать проект он просто исчез.
Потом через год появился и попросился обратно.
И начал вести себя так, как будто он директор, а я подчинённый. Пришлось с ним об этом поговорить. Вроде договорились.
Мечты о множестве сотрудников и власти его не покидают до сих пор.
Дал ему клиента (так как был перегружен задачами от других).
Он сказал, что есть свободное время. Да и опытный программист может распределять своё время.
Через неделю звонит клиент и спрашивает, где работа. Звоню партнёру, а он ссылается на аврал, говорит, что ничего не сделал.
Пришлось извиниться (и потерять) перед клиентом.
Остался осадок и понимание того, что надо контролировать партнёра как сотрудника. Или выбирать такого, который сам может за собой присмотреть.
==========================================================
История 4: Юный сотрудник
Попросил друга бизнесмена помочь мне с поиском сотрудника. Дали мне юношу "с огнём в глазах".
Встретились в кафе и пообщались. Но друг мешал вести диалог, сводя всё к старым историям и тому как каждый из них выпутался.
Дал парню простое тех. задание (оплачиваемое). Через неделю он даже нормально студию поставить не смог и собрать код (рабочий, стоит у клиента). Там надо было просто скачать и собрать.
Общались по скайпу (хоть и жили в одном городе). Говорил, что всё ок.
Пришёл на повторное собеседование с братом (парню 19 лет).
Меня это удивило, поскольку сам с 18 лет работаю и ищу работу. Без помощи старшего поколения.
Заплатил ему за проделанную работу и сославшись на проблемы с клиентом отклонил кандидатуру.
Друг со мной потом 3 месяца не хотел разговаривать. Но потом отошёл и позвонил.
Вывод: Не надо надеятся на знакомых, поскольку у них интересы не в деле, а чтобы пристроить своих друзей, или их родственников и выглядеть в их глазах лучше, чтобы была возможность что-то с этого поиметь.
Лучше обращаться с объявлениями или в кадровые агенства.
==========================================================
История 5: Партнёр по игре (Мечтатель)
Собрались мы сделать карточную онлайн игру. Партнёр меня сам нашёл, а я взялся за техническую часть.
В первый день накидали базовый бизнес-план и гейм-дизайн-документ. Начал разработку, приходя к нему каждый день после работы, чтобы проект двигался и оставаться на одной волне.
Через неделю начались странные взгляды (он снимал квартиру с другом), и с его стороны проект даже не двигался (гейм-дизайн документ так и остался двухстраничным, бизнес развитие тоже недалеко ушло).
В общем отношения становились всё сложнее и мне пришлось уйти.
После он вспоминал, что мы не успели в поезд ККИ.
Вывод сделал такой - мечтатели нужны, но надо их ограничивать в воздействии на тех. процесс и стараться привлекать со стороны исполнителей и финансы. И всё брать в свои руки.
===========================================================
История 6: Партнёр ждун.
Начал делать мелкие игры, чтобы изучить GameMaker Studio. Привлёк партнёра, чтобы общаться с людьми, раз у меня это плохо получается.
Он сказал, что в технической части не разбирается, но люди - его сильная сторона.
Начал разработку, а партнёр исчез. Звоню ему через неделю, а он занят и некогда. Потом через три недели пришёл, посмотрел на версию игры и похвалил. И исчез ещё на две недели.
С его стороны ничего не было сделано (планы по развитию, привлечению людей и участию в проекте с творческой стороны).
После сказал: "Ты позови меня, когда у тебя будут проблемы с людьми, и я поговорю".
И уехал в другой город.
Вывод сделал простой:
Партнёры - самый сложный народ с которым трудно работать.
Повезёт тем, у кого они будут гореть и помогать двигаться дальше.
Ведь часто именно простая психологическая поддержка и "чувство локтя" помогает двигаться даже в самых сложных ситуациях.
Поэтому, выбирая партнёров будьте осторожны. Это реально похоже на брак. Пока присмотришься и притрёшься - пуд соли съешь.
И хорошо, когда они заканчиваются лишь потерей времени и без долгов.
Последнее время начинаю понимать Гейба Ньюела. Он единолично владеет и не делит власть.
И некому ему вставить нож в спину или подножку, и попытаться отобрать власть над фирмой и деньги.
По Роберту Грину (книга "Власть") - правитель должен быть один, иначе его скинут свои же.
Правда и диктаторам тоже не всегда удавалось продержаться на вершине: Юлий Цезарь и Наполеон Боанапарт тому подтверждение.
Фирма - маленькая страна со своими уставами и отношениями.
В книге: "Главная книга основателя" Ноам Вассерман пишет, что если привлекать партнёра из семьи и друзей - будут замалчиваться "слоны в комнате" и будет трудно управлять и распределять роли.
Поэтому лучше становиться партнёрами с бывшими сотрудниками.
Комментарии
Отправить комментарий